Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Исторически сложилось, что на сегодняшний день США является одной из крупнейших держав мира, где совместно проживают различные этнические группы (индейцы-коренной этнос, афроамериканцы, европейцы, азиаты) и существование межрасовых проблем – вполне закономерное явление. Поэтому данная проблематика вызывает особый интерес.
Объектом данного исследования является расизм, предметом – происхождение расизма и его оценка в современном обществе.
Гипотезой нашей работы служит предположение, что расизм в целом негативно воспринимается обществом.
Цель исследования: разработка рекомендации по урегулированию межрасового конфликта в современном американском обществе.
Реализация заявленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
– проанализировать сущность и понятия «межрасовый конфликт»;
– выявить основные конфликтогенные факторы межрасовых отношений в США;
– рассмотреть межрасовый конфликт в историческом развитии;
– предложить рекомендации по способам профилактики межрасовых конфликтов в современном американском обществе;
– проанализировать исследования по поводу расовой дискриминации и расового конфликта.
Результаты исследования. В проведенном исследовании были решены все поставленные задачи. Рекомендации. Последовательное выполнение рекомендаций, изложенных в описании данного проекта, позволит в дальнейшем избежать притеснений на расовой почве в американском обществе.
Глава 1. Психология расовой дискриминации
1.1 Происхождение и возникновение расовой дискриминации
На протяжении многих лет существовало такое понятие, как расовая дискриминация. О ней нам рассказывали на уроках истории, географии и даже биологии. Что же это за процесс, о котором говорят столько лет и существует ли он на самом деле? Мы попытались разобраться в этом вопросе. Но для начала провели анкетный опрос среди подростков ношей школы: что они знают о расовой дискриминации, чтобы потом ознакомить их и с этим понятием, и с историей процесса, и, конечно, сего последствиями.
Еще с давних времен человечество поделилось на три «большие расы». В большинстве схем расовых классификаций обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, с возможным изменением названий данных рас [2].
В разных религиях также существовала классификация рас. Так, например, в Библии выделяются три расы, происходящие от сыновей Ноя — Сима (предположительно монголоиды), Хама (предположительно негроиды), Иафета (предположительно европеоиды). Нечто похожее было и у египтян, которые в середине 3 тысячелетия до н. э. использовали четыре цвета при изображении людей разного происхождения: красный — для египтян, желтый — для народов востока, белый — для народов севера, черный — для южных народов. Для многих народов основным разграничительным морфологическим признаком является пигментация, и в первую очередь цвет кожи.
В XIX в. расовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты культуры и язык, однако с точки зрения современности данные классификации не всегда были правильными.
Самым простым и приближенным примером того, как выглядела классификация в то время является классификация Ж. Кювье.
Знаменитый французский естествоиспытатель и натуралист Жорж Кювье (1800 г.) разделял людей на три расы по цвету кожи и некоторым другим признакам [4].
И несмотря на глубокое изучение расы и ее классификации, обширного применения она не получила.
Согласно критике, расовые классификации не внесли ничего нового в антропологические изучения. Также расовые классификации уже несколько десятилетий не встречаются в учебниках этнологии и социальной антропологии, однако применяются в декларациях о расовых предрассудках.
На протяжении веков и еще с самых давних времен племена, населявшие мир, вели непрекращающиеся войны между друг другом на почве выживания и конкуренции. Спустя некоторое время вопрос о выживание стал иметь некий этический аспект, так как между некоторыми из племен зарождался конфликт, подкрепленный ненавистью к друг другу. Вероятно, это послужило началу формирования расизма [8].
В 19 веке многие ученые придерживались мнения, что человеческое население можно разделить на расы. Термин «расизм» - это слово, описывающее совокупность идеологических воззрений в основе которых лежат положения о неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Присоединение к убеждению, что человеческое население может или должно быть классифицировано на расы с различными способностями и склонностями, что, в свою очередь, может мотивировать политическую идеологию, в которой права и привилегии являются дифференциально распределены по расовым категориям. Происхождение коренного слова «раса» неясно. Лингвисты в целом согласны с тем, что оно пришло к английскому языку и другим языкам из среднего французского языка, однако не существует общего мнения о том, как оно появилось в латинских языках. Недавнее предложение состоит в том, что оно происходит от арабского ра, что означает «голова, начало, происхождение» или еврейский рош , который имеет аналогичное значение. Теоретики ранних рас в целом придерживались мнения, что некоторые расы уступают другим, и поэтому они полагали, что дифференцированное отношение к расам было полностью оправдано. Эти ранние теории руководствовались предположениями псевдонаучного исследования; коллективные усилия по адекватному определению и формированию гипотез о расовых различиях обычно называют научным расизмом, хотя этот термин является неправильным из-за отсутствия какой-либо реальной науки, подтверждающей эти утверждения.
Сегодня большинство биологов, антропологов и социологов отвергают таксономию рас в пользу более конкретных и/или проверяемых опытным путем критериев, таких как география, этническая принадлежность или история эндогамии. На сегодняшний день в исследованиях генома человека мало доказательств того, что раса может быть определена таким образом, чтобы она была полезной при определении генетической классификации людей [10].
Запись в Оксфордском словаре английского языка (2008) определяет расизм как «более ранний термин, чем национализм, но в настоящее время в значительной степени заменен им», и цитирует термин «расизм» в цитате 1902 года. В пересмотренном Оксфордском словаре английского языка цитируется сокращенный термин «расизм» в цитате следующего года, 1903 г. Впервые он был определен Оксфордским словарем английского языка (2-е издание, 1989 г.) как «теория, что отличительные черты и способности человека определяются расой»; тот же словарь называется расизм синоним из расизму : «вера в превосходство определенной расы».
Как показывает его история, популярное использование слова расизм относительно недавно. Это слово стало широко использоваться в западном мире в 1930-х годах, когда оно использовалось для описания социальной и политической идеологии нацизма, который рассматривал «расу» как естественно заданную политическую единицу. Общепринято, что расизм существовал до появления слова, однако в то время не было установлено слова, описывающее общее явление.
Раса - это социальная концепция; это не часть человеческой ДНК, люди учатся этому по мере взросления, интегрируясь в общество.
Происхождение расовой дискриминации исходит из учения, которое, к огромному сожалению, обладало огромной популярностью во все время и даже в наши дни.
Исследования, проведенные доктором Сэмюэлем Мортоном, ошибочно заключили, изучая черепа разных этнических групп, что некоторые расы превосходят другие.
Еще в 1820–30-х годах врач из Филадельфии собрал и измерил сотни человеческих черепов, чтобы подтвердить наличие различий между расами, в частности, различий в размерах мозга.
Мортон присвоил европейцам самую высокую емкость мозга, в то время как английский - самый высокий. Вторым был китаец, третьим - юго-восточные азиаты и полинезийцы, четвертыми - американские индейцы. Наименьшая емкость мозга была назначена африканцам и австралийским аборигенам.
Кроме того, его вера в то, что коренные американцы не могут интегрироваться в современное индустриальное общество, была центральной в политике Эндрю Джексона в отношении переселения индейцев. Также, в его теория строго были убеждены националисты Нацистской Германии.
Хотя после Второй мировой войны и Холокоста расистские идеологии были дискредитированы по этическим, политическим и научным соображениям, расизм и расовая дискриминация по-прежнему широко распространены во всем мире.
Подкрепленная некоторыми националистическими и этноцентрическими ценностями и достижениями выбора, эта концепция расового превосходства развивалась, чтобы отличаться от других культур, которые считались низшими или нечистыми. Этот акцент на культуре соответствует современному общепринятому определению расизма: «расизм не происходит от существования «рас». Он создает их в процессе социального разделения на категории: любой может быть подвержен дискриминации независимо от своих культурных, религиозных различий. «.
Расовые предрассудки стали предметом международного законодательства. Например, в Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 20 ноября 1963 года, прямо говорится о расовых предрассудках рядом с дискриминацией по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения (статья I).
Ссылка на Декларацию ООН: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/racism.shtml.
Современная наука развенчала миф о том, что некоторые расы имеют более одаренный мозг, чем другие. Тем не менее, многие люди все еще принимают эту веру как правду. Человеческое общество все еще платит за это высокую цену.
Далее рассмотрим попытки научного обоснования расизма.
После Жозефа де Гобино расистская теория разрабатывалась многими учеными. Отметим основные вехи развития идей дискриминации по расовому признаку:
• Жорж Ваше де Ляпуж – французский идеолог расизма, социолог. Выдвинул тезис о том, что черепной указатель (цефальный индекс) служит главным фактором, влияющим на положение человека в обществе. В связи с этим европейцев Ляпуж разделил на 3 группы: длинноголовые светло-русые (отличаются энергией и умом), короткоголовые темноволосые (малогениальная раса), длинноголовые темноволосые.
• Густав Лебон – французский социолог, автор труда «Психология народов и масс». Считал, что неравенство и дискриминация по расовому признаку – объективный способ существования общества.
• Хьюстон Стюарт Чемберлен – немецкий социолог. Выдвинул идею о превосходстве немецкой нации. Выступал за поддержание и сохранение «чистоты рас». В книге «Основы XIX века» говорил о том, что арийцы являются носителями цивилизации, в то время как евреи разрушают ее.
Очевидно, что люди имеют разный цвет кожи, глаз и волос. Однако делить на этом основании людей, а тем более делать выводы об их способностях стали очень недавно, лишь в 18 веке! Ранее же, цвет кожи хотя и отмечался, но не выступал маркером «неполноценности» какого-либо народа.
Но в позднее средневековье положение изменилось. Успешные походы арабов, а затем бурный прогресс Европы сделали народы Африки и , в меньшей степени, Азии, существенно уступающими в развитии. Легкость военных побед над ними привела к огромному количеству темнокожих рабов, как в Европе, так и на арабском Востоке. Вскоре, это положение стало настолько привычным, что стало объяснятся уже с позиций морали и этики. Дескать, одни народы созданы для того, чтобы повиноваться другим. До сих пор, в Мавритании, Ираке и Йемене живут группы чернокожих потомков рабов, которым запрещено жить рядом с более светлокожим населением. Та же практика была в Америке и ЮАР до последнего времени. Так кто же обосновал теорию превосходства одних рас над другими?
И это были отнюдь не немцы и тем более не Адольф Гитлер. Знатный французский дворянин, писатель средней руки, Артюр Жозеф де Гобино, в молодом возрасте, стал помощником видных дипломатов и получил интересный опыт взаимодействия с людьми восточных культур. Он написал и опубликовал «Эссе о неравенстве человеческих рас» — весьма объемный труд, который при жизни автора, не пользовался популярностью. Однако к концу 19 века работа де Гобино стала едва ли не «Библией расистов». Что же говорил автор?
• Человеческие расы не равны по способностям. Это доказывается тем, что великие цивилизации были созданы белой расой или при ее пособничестве, как в Индии, Китае и Египте.
• Если бы все расы были равны, то путешествуя по миру, мы бы не уставали поражаться обилию и разнообразую высокоразвитых государств и культур, которые бы соревновались в достижениях. Однако мы не видим этого в реальности.
• В Европе множество цивилизаций, в Азии лишь Китай и Индия, государства индейцев еще менее впечатляют, Африка не дала миру ничего.
• Каждая раса имеет уникальные способности и узнаваемые особенности создания обществ, но только белая может постоянно развиваться
• Цивилизации рождаются и умирают по мере уменьшения в них доли белой расы.
• Внутри белой расы также есть своя иерархия, по чистоте. На вершине которой стоит «нордическая раса» — живущая в Скандинавии, Германии и Англии, средиземноморская раса юга Европы смешана с негроидной и семитами и потому менее способна к прогрессу, славяне -смешаны с желтой расой, отчего также не могут самостоятельно развиваться.
• Смешение рас полезно для низших, но губительно для высших. Демократия - худшая форма правления, так как способствует смешению и уравнивает высших и низших.
• Большинство способностей и личных качеств людей и расы в целом имеют врожденное свойство и наследуются.
• Белой расе присущ интеллект, сомнения, стремление изменить мир и свой кругозор, инстинкт справедливости и государства. Желтой — смирение, холодная массовая жестокость, любовь к монументальным строениям, склонность к пафосным вероучениям где процесс подменяет собой результат, неуважение к духовному и доминирование низменных потребностей. Черной расе — буйная агрессия, нежелание обучаться, непонимание смысла культуры и государства, любовь к пению, музыке и чувственным удовольствиям.
• Сообразно способностям расы и народы избирают себе религию, строй, специфику управления. Так северу чужд католицизм, желтой расе ближе диктатура и тоталитаризм, черная раса не воспринимает религиозные ограничения, а юг Европы не приемлет немецкого порядка и скупости.
• Территория никакого значения не имеет для развития или упадка народов. Так, евреи остаются собой везде, где проживают, немецкий дух очевиден как на севере Европы, так и в немецких колониях Южной Америки, а в великоруссах можно легко увидеть схожесть с привычками монголов, которые долго властвовали над ними.
Объемный труд Гобино отмечался другим классиком расизма, Х. Чемберленом из Англии, а уже они оба стали известны широкой публике после триумфа А.Гитлера. Де Гобино не имел археологических данных, не опирался на лингвистику и вообще на какую-либо науку. Его труд — чистой воды романтические фантазии, хотя и глубоко эрудированного человека. Беда в том, что эти изыскания эстетствующего ума легли в основу самой кровожадной идеологии всех времен и стали обоснованием для убийства миллионов людей!
Отмечу также, что расовая дискриминация в США возникла еще до основания государства. В Америке неполноценными считались индейцы (коренные жители) и негры. Гражданские права имели только «белые люди». Впервые чернокожие невольники были завезены английскими колонистами на территорию страны еще в начале XVII века. Труд рабов из Африки широко использовался в плантационном хозяйстве, особенно на юге США.
Официально ликвидация расовой дискриминации в США началась с 1808 года. В этом году государственный Конгресс запретил привоз на территорию страны новых чернокожих рабочих. В 1863-м рабство было официально отменено. Это событие было зафиксировано в 1865 году в 13 поправке к Конституции США.
Несмотря на отмену рабства, в этот период широкое распространение получила расовая сегрегация – форма расовой дискриминации, практика ограничения чернокожего населения отдельными территориями проживания либо прикрепления их к определенным институтам (например, школам). Официально она существовала с 1865 года.
Существенный прогресс в ликвидации расизма в США наметился лишь в средине XX века. Он был связан с рядом новых законов, уравнивающих в правах американцев, индейцев и афроамериканцев.
Рассматривая данный тип дискриминации, выделяют три ее формы:
1. Апартеид, как форма расовой дискриминации, определяется, как лишение прав во всех сферах жизни (политики, экономике, в обществе), направленное против конкретной группы населения с учетом ее принадлежности к определенной расе. Возможна территориальная изоляция. В 24 году ХХ столетия в ЮАР издали закон, определяющий для представителей разных рас отдельное проживание. Через три года в силу вступает закон, который запрещает близость между людьми с разным цветом кожи, рассматривая ее, как аморальную.
2. Геноцид. Является умышленным истреблением представителей конкретной нации, при котором происходят массовые убийства. Уничтожение обуславливается одним из признаков: раса, этническая принадлежность, национальность, религиозные взгляды. Во время 1-ой мировой войны были вырезаны армяне — один миллион восемьсот тысяч, во время Второй – евреи (6 миллионов). Геноцид, согласно международным нормам, определяется, как одномоментное убийство более, чем 32 человек (с учетом расового признака или национальности). В реальности же мы рассматриваем геноцид, когда количество жертв переваливает за тысячу. Следовательно, истреблению подается ощутимый процент представителей нации. Так, когда фашисты истребляли евреев, они уничтожили 40% данной нации. Могут применяться действия, препятствующие размножению в конкретной среде — тут речь идет уже о биологическом геноциде.
3. Рабством называются такие взаимоотношения общества, при которых один человек, именуемый рабом, находится во власти у рабовладельца (хозяина), в его собственности. Так в США большинство рабов были представлены афроамериканцами, которым поручалась тяжелая работа. Хозяин мог над ними издеваться, использовать в своих целях. Рабов не считали за людей, к ним относились, как к скоту.
Сегодня борьба против расовой дискриминации является целью всех демократических государств. Ограничение прав и свобод человека противоречит ценностям современного общества. В период с 1951 по 1995 год международными организациями был принят ряд документов, осуждающих и запрещающих дискриминацию по какому-либо признаку (расовому, половому или религиозному). Положение о недопустимости лишения свобод присутствует в Европейской конвенции о правах человека. Во многих современных странах в международный день борьбы с расовой дискриминацией (21 марта) проводятся массовые митинги и выступления.
Несмотря на специфичность данного явления, существуют различные его виды:
• мягкий;
• этноцентризм;
• символический расизм;
• биологический расизм.
Мягкий расизм характеризуется тем, что представители разных рас могут общаться друг с другом, быть соседями, одноклассниками и даже супругами. Между расами имеются тесные связи, даже, несмотря на неприязненные отношения.
Биологический расизм представляет себя учение о том, что определенные категории лиц не имеют права жить в какой-либо стране, так как они не являются уроженцами данной страны. При этом они наделяются более низкими интеллектуальными способностями, расисты верят в то, что различия между ними являются врожденными и передаются генетически.
Фрагмент для ознакомления
3
1. American Institute of Public Opinion [Official website]. URL: http://www.gallup.com/home.aspx
2. Black Demographics [Electronic source] // US Census Bureau [Official website]. URL: http://blackdemographics.com/ (accessed: 22.04.2016).
3. Clark Kenneth B. Dark Ghetto: Dilemmas of Social Power. — N.Y.: Harper and Row, 1965.— 15p.
4. Clark WAV. Residential Segregation in American Cities: A Review and interpretation. Population Research and Policy Review. — 1986, 95–127 p.
5. Clark WAV. Understanding Residential Segregation in American Cities: Interpreting the Evidence, a Reply to Galster. Population Research and Policy Review.— 1988, 113–121 p.
6. Cutler David M, Glaeser Edward L, Vigdor Jacob L. The Rise and Decline of the American Ghetto. Journal of Political Economy. — 1999, 455–506 p.
7. Dahl R. After the Revolution? – L.: Yale University Press, 1990. – 145 p.
8. DeFina Robert, Hannon Lance. Diversity, Racial Threat and Metropolitan Housing Segregation. Social Forces. — 2009, 373–394 p.
9. Domhoff G William. Who Rules America? Challenges to Corporate and Class Dominance. 6th edition. — N. Y.: McGraw-Hill, 2009, 340 p.
10. Duncan Brian, Trejo Stephen J. Tracking Intergenerational Progress for Immigrant Groups: The Problem of Ethnic Attrition. The American aconomic Review.—2010, 603–608 p.
11. Ellen Ingrid Gould. How Integrated Did We Become During the 1990s? In: oaring John., editor. Fragile Rights within Cities: Government, Housing, and airnes. Lanham: Rowman and Littlefield. —2007, 123–141p.
12. Fifield A. Starved of Healthy Options // Financial Times. – 2013. – Vol. 6. – P. 14-56.
13. Fox News Channel [Official website]. URL: http://www.foxnewsgo.com
14. Fredrick C. Harris. The Price of a Black President // The New York Times [Official website]. URL: http://www.nytimes.com/2012/10/28/opinion/sunday/the-price-of-a-black- president.html?ref=todayspaper&pagewanted=all&_r=1
15. Gary Younge. Barack Obama and the paradox behind his African American support base [Electronic source] // The Guardian [Official website], 2012. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2012/nov/03/obama- african-americans-paradox
16. Harding R. Ex-Offenders’ Plight // Financial Times. – 2014. – Vol. 4. 17.Iceland J, Sharp G. White Residential Segregation in U.S. Metropolitan Areas: Conceptual Issues, Patterns, and Trends from the US Census, 1980 to 2010. – Popul Res Policy, 2013. – 35 p.
18. PewResearchCenter [Official website]. URL: http://www.pewresearch.org/
19. Pinkney A. The Myth of the Black Progress. Cambridge, 1984. P. 203.Irving G. The Super Rich. The Rise of Inequality in Britain and the US. – Cambridge: Polity, 2008. – 300 р.
20. Remarks by the President to the United Nations General Assembly // The White House [Official website], 2009. URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Remarks-by-the-President-to- the-United- Nations-General-Assembly
21. Voting Rights Act (1965) [Text] // United States House of Representatives [Official website]. URL: http://library.clerk.house.gov/reference- files/PPL_VotingRightsAct_1965.pdf.
Научная литература
1. «To love the wind and the rain» : African Americans and environmental history / edited by Dianne D. Glave and Mark Stoll. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press, cop. 2006.— 655 p.
2. Berger, Martin A. Seeing through race: a reinterpretation of civil rights photography.: Univ. of California press, 2011.—167 p.
3. Berman M. Dark Ages America. The Final Phase of Empire. – N.Y.: W. W. Norton, 2006. – 386 p.
4. Boyd M. R. Jim Crow Nostalgia. Reconstructing Race in Bronzeville. L.: Minneapolis University Press, 2008. – 211 p.
5. D'Emilio, John Lost prophet : the life and times of Bayard Rustin / John D'Emilio Chicago : The Univ. of Chicago press, cop. 2003.— 563 p.
6. Dinerstein, Joel. Swinging the machine : modernity, technology, and African American culture between the World Wars / Joel DinersteinAmherst ; Boston : Univ. of Massachusetts press, cop. 2003.— 473 p.
7. Encyclopedia of American race riots / ed. by Walter Rucker a. James Nathaniel Upton ; forew. by Dominic J. Capeci, jr.Westport, Conn. ; London: Greenwood press, 2007.— 654 p.
8. Encyclopedia of Black studies / ed. Molefi Kete Asante, Ama Mazama
9. Entman, Robert M. The black image in the white mind : Media a. race in America / Robert M. Entman a. Andrew Rojecki Chicago.— London : Univ. of Chicago press, 2000 .—340 p.
10. Free at last? : Black America in the twenty-first century / edited by Juan Battle, Michael Bennett, and Anthony Lemelle. New Brunswick ; London : Transaction publishers, 2006. —231 p.
11. Garrow, David J. Bearing the cross : Martin Luther King, Jr., and the Southern Christian leadership conference. N. Y. : Perennial classics, 2004 — 543p.
12. Hahnel R. Economic Justice and Democracy. – N.Y.: Routledge, 2005. – 423 p.
13. Lipsitz, George. The possessive investment in whiteness : how white people profit from identity politics / George Lipsitz Philadelphia : Temple univ. press, 2006.—342 p.
14. Marriott, David On black men . — N .Y. : Columbia univ. press, 2000.— 300 р.
15. Origins of the Black Atlantic / ed. by Laurent Dubois a. Julius S. Scott New York ; London : Routledge, 2010.— 598 p.
16. Pinkney A. The Myth of the Black Progress. Cambridge, 1984. P. 203.Irving G. The Super Rich. The Rise of Inequality in Britain and the US. – Cambridge: Polity, 2008. – 300 р.
17. Street P. L. Racial Oppression in the Global Metropolis. – Toronto: Rowman & Littlefield Publishers, 2007. – 312 p.
18. Tappoy H. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. – М.,1993. – № 4. – С. 107–132.
19. Tate, Katherine . Black faces in the mirror : African Americans and their representatives in the U.S. Congress / Katherine Tate Princeton : Princeton univ. press, cop. 2003.— 134 p.
20. The Greenwood encyclopedia of African American folklore / ed. by Anand Prahlad Westport, Conn.; London : Greenwood Press, 2006.— 128 p.
21. Thousand Oaks (Calif.) [etc.] : SAGE publ., cop. 2005. — 465 p.
22. Ward, Janie Victoria The skin we're in : teaching our children to be: emotionally strong, socially smart, spiritually connected / Janie Victoria Ward New York [etc.] : Free press, cop. 2000.— 351 p.
23. Williamson, Joy Ann Black power on campus : the University of Illinois, 1965-75 / Joy Ann Williamson. Urbana ; Chicago : University of Illinois Press, cop. 2003. — 98 p.